КАК ЖИВЕШЬ, МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ?
Молодые педагоги Рыбинского района, их наставники, представители управления образования и Муниципального методического центра встретились в Назаровской школе в рамках круглого стола, посвященного теме поддержки, сопровождения и закрепления молодых кадров в образовательных учреждениях. Стаж работы районных молодых специалистов – от нескольких месяцев до пяти лет, уровень загруженности – тоже разный, но у многих есть богатый творческий потенциал, которому нужно помочь раскрыться. С какими трудностями сталкиваются молодые учителя, чем увлекаются в свободное время, какие планы строят на будущее, на встрече обо всем этом они рассказали сами.
«Я не смогу» – эта фраза уже не актуальна для учителя английского языка Сретенской школы Екате- рины Кудрявцевой, которая пришла работать в родную школу в сентябре 2011 года и сразу же ощутила поддержку коллег, особенно завуча и директора. Основные сложности возникали с документацией, составлением программ и планов уроков, но сейчас уверенности в своих силах прибавилось. Екатерина в школе не только учитель английского, она преподает историю, географию, работает в группе продленного дня и является психологом. Серьезная нагрузка для молодого специалиста, но Катя не жалуется, находит время для себя – сейчас, к примеру, учится в автошколе, планирует получить права.
Главным помощником для Анастасии Гавриловой из Ломовской школы является ее мама, математик Ирина Лобова. Она для Насти – эксперт в вопросах ведения все той же документации, в организации дисциплины на уроках. А наставник молодой учительницы английского языка – опытный педагог Ирина Горпиненко. Анастасия тоже вернулась преподавать в свою родную школу и пока о выборе не жалеет.
«Самообразование должно присутствовать всегда» – говорит молодой, но более опытный специалист Песоченской школы Елена Сидорова. Учитывая, что она в этой школе ведет уроки химии, биологии, географии, да еще и является классным руководителем шестиклассников, удивительно становится, откуда есть время на самообразование. Тем не менее, Елена успевает посещать все методические объединения по предметам, воспитывать двоих детей и находить время на хобби – рукоделие. За почти четыре года стажа она привыкла к такому ритму, а в школе ей помогают сразу три наставника.
Почти пять лет работает логопедом в Ермаковском детском саду Свет-лана Батова, она, как и коллега из Песочного, находит время на самообразование. Постоянно участвует в мастер-классах, встречах Школы молодого учителя, методических объединениях. Света говорит, что сейчас и не вспоминает о той неуверенности, которая была в первые годы работы. Она пришла в 21 год в совершенно новый для нее коллектив сельского садика и постепенно отстаивала свой статус специалиста. Сейчас же спокойно относится к консультациям с родителями, знает четкие ответы на их вопросы, на обращения руководства.
«В город не вернусь!» – с твердой уверенностью сказала на встрече Татьяна Белик, учитель начальных классов Назаровской школы. Татьяну переполняли эмоции, когда она говорила о том, что городские молодые учителя понятия не имеют, насколько безграничны возможности на селе, какие уютные и богатые здесь учреждения, как тепло встречают педагоги. Именно от коллектива, от руководителя садика, школы зависит, смогут ли они привлечь молодого специалиста и заинтересовать его. Сама же Татьяна раскрылась в сельской школе, она принимает активное участие в организации школьных и муниципальных мероприятий. После ее выступления развернулась беседа о том, какие ресурсы нужно использовать, чтобы как можно больше молодых смогли видеть своими глазами высокий уровень образовательных учреждений Рыбинского района.
Созвучно Татьяне Белик рассказала о своем опыте и Мария Котусова, учитель английского языка Глебов-ской школы, опыт работы которой почти пять лет. Она тоже говорила, что не хочет возвращаться в город, мало того, Мария своих знакомых зовет работать в село. Глава Глебовского поселения Василий Дьяков предоставил девушке служебную однокомнатную квартиру в новом доме. Она постепенно перевозит мебель, обустраивается, на следующий учебный год ей уже точно не придется каждый день ездить из Рыбинска и обратно.
Жилищные вопросы обсуждали на встрече неоднократно, многие молодые педагоги со своими семьями снимают жилье или живут у родителей. Чтобы ускорить покупку собственной квартиры или строительство дома, управление образования рекомендует участвовать в программах по улучшению жилищных условий «Молодая семья» и «Социальное развитие села до 2012 года». Не забывать о том, что сельским учителям компенсируются коммунальные платежи (содержание и наем жилья и электричество) в размере на одного члена семьи. Обязательное условие – педагог должен быть прописан, поэтому, если молодой специалист снимает жилье, ему рекомендует оформить временную регистрацию или прописку, в таком случае компенсация будет.
Помимо этого на встрече обсудили и другие со- циальные льготы молодых учителей, к ним относятся 30% надбавка к окладу, 25% за работу на селе, оплата проезда до места работы, выплата так называемых подъемных денег, которыми можно воспользоваться в течение пяти лет работы. Представители управления образования назвали конкретные цифры – при условии наличия всех надбавок зарплата сельского учителя больше девяти тысяч рублей, а воспитателя – больше десяти тысяч.
В рамках круглого стола также обсудили планы дальнейшего общения молодых специалистов на заседаниях Школы молодого педагога, а также на различных мастер-классах, открытых уроках в рамках муниципальных конкурсов, запланировали проведение творческих мероприятий для молодых учителей.
Анастасия ПЕТУХОВА
(Газета «Новая жизнь» №16 от 26.04.12)