АЛЕКСАНДР ИЛЬВЕС: О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ
Трудно переоценить вклад Александра Александровича Ильвеса в развитие сельского хозяйства Рыбинского района. Он работал главным инженером, а затем и председателем колхоза имени Ленина, курировал, а затем возглавлял районный агропромышленный комплекс. В эти дни заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации и почетный гражданин Рыбинского района Александр Александрович Ильвес отмечает свой 70-летний юбилей. Несмотря на возраст, он по-прежнему в строю, продолжает работать на благо Рыбинского района – является заместителем председателя Муниципального Совета.
ЭСТОНСКАЯ ФАМИЛИЯ
Сан Саныч, как называют его друзья и коллеги, всегда был моложавым и подтянутым – его не меняет время. В своем огороде выращивает цветы и культивирует 20 сортов картофеля – по привычке. Житель Огарковского поселения увлекается охотой, рыбалкой и лесом – как почти все его деревенские соседи.
Человек из русской глубинки с эстонской фамилией. Откуда она? Во время гражданской войны моряки-балтийцы поздней осенью перегоняли военные катера и баржи с Балтики на Каспий по Шексне и Волге. Но ударили внезапные морозы, сковавшие весь флот в районе устья Ухры. Морякам ничего не оставалось, как проситься на постой к местным жителям.
Овдовевшему к тому времени моряку Александру Ильвесу досталось место в деревне Марьино – в избе у такой же вдовой женщины. После зимы, проведенной вместе, они поженились, война закончилась, и бывший моряк перевез из Эстонии на рыбинскую землю своих троих детей, а сам устроился работать здесь лесником.
Потом было затопление территории и переезд на новое место – в деревню Погорелово. А вслед за переездом грянула Великая Отечественная. Участник уже третьей войны Александр Ильвес, несмотря на солидный возраст, служил в особом батальоне морской охраны, участвовал в обороне Москвы. А когда после Победы вернулся домой, в семье родился девятый ребенок, которого назвали в честь отца – Александром.
В его «голоштанном детстве» не было детского сада и развивающих программ. В послевоенные годы, когда страна приходила в себя после разрухи, мальчишки из Погорелова бегали в магазин за два километра, чтобы отстоять огромную очередь за хлебом, по мере силенок помогали ухаживать за скотиной – убирали навоз и носили воду. А как только почувствовалась сила в руках, отец вручил Александру косу. Участие в сенокосе наравне со всеми означало новый этап взросления. В 12 лет он заработал деньги себе на велосипед – все лето пас овец.
В младших классах Милюшинской школы Саша учился «так себе», за учебу по-настоящему взялся только к старшим классам, когда понял, что без образования в люди не выбиться. 11 классов закончил вполне прилично и даже получил права на трактор. Жители советской деревни, в том числе и молодежь, были, по сути, «крепостными» – людьми без паспортов. Поэтому поехать учиться, куда желаешь, было почти невозможно. Но для Ильвеса невозможного не было.
Александр вместе с другом Валентином Запрягаловым отправился поступать в Костромской сельскохозяйственный институт. Конкурс был два человека на место, но ребята из сельской глубинки его выдержали. Оставалось получить паспорт, но в колхозе отказались давать справку, а без нее не пойдешь в паспортный стол. У Александра уже тогда были способности добиваться своей цели – он отправился на прием к начальнику районной милиции и вышел из здания на улице Герцена с паспортом в кармане. Точно так же ребята пришли на прием к военкому – Герою Советского Союза Владиславу Петрову, потому что им отказались выдать военный билет с отметкой об убытии в Кострому.
ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА
Учеба в институте давалась Александру Ильвесу легко, только однажды пришлось исправлять двойку по сопромату – неправильно рассчитал чертеж. С первого курса приходилось подрабатывать – иначе студентам было не выжить. Родители ничем помочь не могли – пенсия матери-колхозницы была 12 рублей, а стипендия Александра с вычетом за общежитие – 33 рубля. Подрабатывали грузчиками на мясокомбинате и овощебазе – поближе к еде. В общежитии голодные друзья уже ждали рыбинских парней, которые приносили продукты на всех. За лето старались заработать на стройках.
После окончания института по специальности инженер-механик Александр Ильвес вернулся в родной колхоз главным инженером. Собственно, сам от себя он этого не ожидал – ведь изначально планировал уехать, выбраться из колхоза. И возможности были – распределяли и во Владимир, и в Кострому, но он отказался – за годы учебы очень скучал по дому.
В 26 лет главного инженера колхоза имени Ленина Александра Ильвеса призвали в армию. К тому времени он был женат, жена ждала ребенка. Наверное, сейчас представить себе такое невозможно, да и тогда он мог бы «откосить», но служить пошел. Не мог поступить иначе сын ветерана трех войн.
Он попал в артиллерию, в город Улан-Удэ. Во время уборочной кампании из солдат был сформирован батальон, который направили на уборку урожая – на Целину. Солдаты трудились ударно, особенно старался Александр Ильвес, имевший опыт работы в сельском хозяйстве. Тогда, в 1973 году, он даже получил почетную грамоту Новосибирского облисполкома «Лучший водитель на перевозке урожая».
А дома ждала своя «целина». Через пять лет главный инженер Александр Ильвес был избран председателем колхоза имени Ленина. Его предшественник Алексей Васильевич Голубев ушел на повышение в район. На годы работы Ильвеса выпало глобальное строительство по программе освоения Нечерноземья. В Милюшине и Огаркове при нем хозспособом построено много объектов – мастерские, фермы, жилые дома, магазин, школа и другое, приобретались комбайны, техника. Молодой председатель решал и сложные кадровые проблемы. Не секрет, что трудовая дисциплина в деревнях в то время хромала, процветало пьянство…
– Я использовал политику кнута и пряника, – вспоминает Александр Александрович. – Это действовало. Если человек провинился – наказывал, лишал выплат. Но едва я видел, что работник взялся за ум, тут же начинал его поощрять – давать грамоты, премии. Этому человеку потом было уже стыдно нарушать трудовую дисциплину. С некоторыми «цикл» приходилось повторять, но ведь других кадров не было. Каждый работник в сельском хозяйстве был на вес золота, все стремились сбежать из деревни в город.
ОШИБКИ ИСТОРИИ
Ильвес вспоминает, как государство пыталось помочь решить кадровую проблему на селе, но в отрыве от реальности это не получалось. Поступила команда создавать СКМОЖи – сводные комсомольско-молодежные отряды животноводов. Городские выпускники школ должны были на год уехать работать в село. Им предоставлялись временное жилье и льготы, главная из которых – поступление в вузы вне конкурса. Предполагалось, что эти парни и девушки останутся на селе. Якобы, привыкнут, и сельский труд им понравится. Но не привыкли – молодых доярок каждый день приходилось будить на дойку, в Милюшине никто из них не остался.
Еще одной ошибкой в перестроечной России Александр Ильвес называет подход к созданию фермерских хозяйств. 110 фермеров изъявили желание работать в Рыбинском районе. Всем им дали деньги и землю. Причем, землю такую, которая была никому не нужна – на отдалении и при отсутствии дорог. Конечно, молодые, которым нужно было возить детей в школу, быстро вернулись обратно в город. Да и деньги давались бездумно и бесконтрольно – никакой поддержки и консультаций. Кто-то купил технику, кто-то нет. В 1990-е кто-то набрал кредитов и разорился, кто-то закрыл дело сам. Это сейчас становится понятно, что поддержка сельхозпроизводителя должна быть другой – нужно начинать с развития села, с инфраструктуры. Например, если этот процесс происходил бы сегодня – детей фермеров выручил бы школьный автобус.
В 1990-е годы и начало нулевых – время сложное не только для деревни, но и для города – Александр Ильвес отвечал в объединенной администрации Рыбинска за АПК. Пожалуй, самым тяжелым моментом, который пришлось ему пережить, был падеж свиней от голода в «Залесье» и инициатива работников перекрыть трассу Рыбинск–Ярославль телегами с трупами животных. Тогда действительно не знали, чем помочь хозяйству. Были и популистские предвыборные выступления, например, в совхозе «Прогресс», где планировали так же перекрыть трассу и требовали от руководства Рыбинска решить общероссийские проблемы с ценами на молоко и корма.
– Никто не знает, как Рыбинск в девяностые чуть не остался без хлеба, вот бы вы, журналисты, сенсацию-то тогда раздули, если бы разнюхали, – смеется Александр Ильвес. – Был тогда серьезный сбой с поставкой зерна. Замечательный человек и руководитель «Рыбинскхлебопродукта» Владимир Бурау имел еще советские связи, поэтому закупал зерно для Рыбинска, где только мог – и в Казахстане, и на Украине. А вот однажды элеваторы опустели – никто не давал зерно. Пришлось залезать в госрезерв, но город без хлеба не оставили. И нельзя было нам об этом говорить, иначе это вызвало бы панику, скупку и дефицит хлеба.
ГОРДОСТЬ ЗА РАЙОН
Положительных моментов в современной истории развития сельского хозяйства в Рыбинском районе тоже было немало. В 2003 году в Арефине был построен первый в районе и один из первых в области автоматизированный комплекс крупного рогатого скота. Александр Ильвес вспоминает, каких трудов стоило добиться этого строительства, привлечь инвестиции, доказать перспективность направления. И ведь время показало эффективность таких крупных комплексов – позже они появились в хозяйствах «8 Марта», «Рыбинский».
Гордится Александр Александрович и такими предприятиями, как «Ярославский бройлер» и «Волжанин», а ведь были периоды, когда их жизнь также висела на волоске. В том, что эти предприятия встали на ноги в ту пору, когда
районным АПК руководил Александр Ильвес, есть и его заслуга.
Рассказывает Ильвес об объединении города и района. В тот момент, когда промышленные предприятия были сильными, это объединение было целесообразным. Например, шефом колхоза имени Ленина был ВМЗ. Тогда в планах у легендарного директора Анатолия Герасимова было сделать колхоз подсобным хозяйством завода. Но город и район объединили в непростые для всех времена, поэтому получилось, что район финансировался по остаточному принципу. А когда 10 лет назад город и район стали самостоятельными муниципальными образованиями – началось развитие района. Это тоже было очень правильное решение.
Ильвес сегодня – пенсионер, но по привычке приезжает на работу в Муниципальный Совет к 8 утра. Он, заместитель председателя, хоть и не получает денег за свою работу, но считает своим долгом присутствовать на совещаниях, на каждом заседании Совета. Ему интересно, как идут дела в районе, и он всей душой болеет за район, радуется его успехам.
А дома его ждет жена, с которой скоро уже полвека вместе, радуют дети и внуки. Особенно тепло он отзывается о самой младшей шестилетней внучке. «Неслух», – говорит о ней дед, а у самого в глазах загораются добрые нежные огоньки.
Светлана БУДИЛКОВА