Погода

АТАКА ВЕКА

На исходе войны фашистскую Германию постигла катастрофа, перед которой бледнеют все сохранившиеся в памяти человечества морские катастрофы. Иностранная печать тогда сообщала о гибели восьми тысяч фашистов, находившихся на лайнере «Вильгельм Густлов», потопленном советской подводной лодкой «С-13». Газеты утверждали, что гибель «Титаника» – ничто в сравнении со случившимся. Замполитом на подводной лодке служил скромный житель села Глебово Борис Сергеевич Крылов.

ПОДВИГ
Немецкий лайнер «Вильгельм Густлов» был построен в 1938 году на судоверфи в Гамбурге. Он представлял собой последнее слово кораблестроительной техники. По случаю спуска его на воду нацисты устроили грандиозный митинг, а Гитлер на банкете в Берлине заявил, что страна приготовила для борцов за «великую Германию» морской рай.
На огромном судне было два театра, несколько танцевальных площадок, плавательный бассейн и гимнастический зал, несколько ресторанов, кафе с зимним садом, система искусственного климата, девять палуб, роскошные каюты и среди них личные апартаменты Гитлера. На «Густлове», служившем до выхода в море плавбазой для школы подводного плавания, находилось свыше трех тысяч обученных подводников. Это примерно семьдесят экипажей для новых подлодок гитлеровского флота.
Океанский лайнер, водоизмещением в 25,5 тысячи тонн, на борту которого находилось свыше семи тысяч эвакуировавшихся из Данцига высокопоставленных представителей нацистской элиты, палачей и карателей, был затоплен в результате торпедирования советской подводной лодкой «С-13» 10 января 1945 года. При этом сама лодка была атакована миноносцем, четырьмя сторожевыми кораблями и двумя тральщиками, но ей удалось уйти невредимой. Более того, в том же походе «С-13» торпедировала большой военный транспорт «Генерал Штойбен», на котором переправлялись из Кенигсберга 3600 солдат и офицеров вермахта. За один этот боевой поход наши подводники отправили на дно целую дивизию.
В день гибели «Густлова» германское радио передало, что по этому случаю по всей Германии объявлен трехдневный траур, что командир подводной лодки, торпедировавшей теплоход, приговорен заочно к смертной казни и объявлен личным врагом Германии. По указанию Гитлера была создана специальная комиссия по расследованию обстоятельств гибели лайнера, а командир конвоя, охранявшего лайнер, расстрелян.

…И ГЕРОЙ
Капитан второго ранга Борис Сергеевич Крылов после демобилизации из рядов Военно-морского флота в конце 50-х годов вернулся в родные места. В селе Глебово он построил дом, развел большой яблочный сад. Жители села уважительно и тепло относились к простому, улыбчивому, трудолюбивому человеку.
Борис Сергеевич активно включился в общественно-культурную работу в селе. Был пропагандистом среди рабочих совхоза «Молога», замечательным лектором, вел большую военно-патриотическую работу с учащимися Глебовской средней и санаторно-лесной школ. Тогда-то глебовцы и узнали, что Борис Сергеевич Крылов был заместителем командира Александра Ивановича Маринеско на легендарной подводной лодке «С-13».
Воспоминания ветерана об «атаке века», переданные сыном, капитаном первого ранга Львом Борисовичем Крыловым, хранятся сегодня в Глебовском краеведческом музее. Вот что рассказал Борис Сергеевич, вспоминая тот беспримерный поход:
«….Темная зимняя ночь. Шестибальный шторм. Мороз – 17 градусов. Старпом Ефременков, стоявший на вахте, доложил командиру корабля, что с правого борта обнаружены огни. Командир – капитан 3-го ранга Александр Иванович Маринеско – выскочил на мостик. Теперь уже ясно было видно, что один огонь несет дозорный сторожевой корабль, а второй – какой-то большой транспорт.
Первоначально командир определил, что это ведут на буксире большой плавучий док. Но быстрое передвижение судна заставило отказаться от такого мнения. Когда были установлены курс и скорость кораблей, командир объявил тревогу. Лодка легла на боевой курс. Вскоре последовала команда: «Носовые торпедные аппараты – товсь! С интервалом пять секунд – пли!».
Три торпеды пошли навстречу фашистскому кораблю, неся смертоносный заряд. На подлодке все стихло. Каждый член экипажа с замирающим сердцем ждал результата торпедной атаки. Томительно долго тянулись секунды. Неужели мимо? На шестидесятой секунде раздался первый взрыв, за ним второй, третий. Все выпущенные торпеды попали в цель. Фашистский корабль запылал и начал крениться.
Но долго ликовать было некогда. С командного мостика последовал приказ срочно погрузиться. На глубине 20 метров лодка взяла курс на юго-восток. Тем временем командир, штурман, старпом склонились над справочником силуэтов немецких боевых кораблей, пассажирского и транспортного флота, чтобы определить, что же нами было потоплено. Оказалось, что это был океанский лайнер.
Спокойное плавание продолжалось недолго – гидроакустик Бузулуков доложил, что слышит работу УЗНП – специального акустического прибора противника. Через некоторое время новый доклад: «Слышу шум винтов сторожевого корабля». Командир изменил курс, но через 15 минут акустик снова докладывает: «Слышу шум винтов миноносца».
Для преследования нашей подлодки пришли миноносец, четыре сторожевых корабля и два тральщика. Несмотря на маневрирование корабля, из доклада гидроакустика было понятно, что противник приближается все ближе и ближе. Дальше хуже, последовали приближающиеся взрывы глубинных бомб, лодка стала вздрагивать, начал мигать свет.
В этой, казалось бы, безвыходной обстановке командир корабля принимает решение развернуть лодку на 180 градусов и взять курс на немецкое минное поле. Маневр удался, к утру подлодка окончательно оторвалась от противника, взяла курс к берегам острова Готланд».
Позже об этом подвиге историки напишут не одну книгу, а западные фальсификаторы истории попытаются провести ревизию наших подвигов в Великой Отечественной войне. Но у глебовцев есть живое свидетельство подвига их земляка, оставленное им потомкам.

 

Александр БАРХАНОВ,
ветеран труда, село Глебово


Архив номеров

Смотреть остальные выпуски >>>


Адрес редакции газеты:
152903, Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Кирова, 4, кв. 1
Тел.: 8(4855)25-32-57, 8-901-199-6257
mail: dompechati@mail.ru

Фото