Погода

АНТОНИНА БАРАКИНА ПОМНИТ, КАК БОЛТИНСКАЯ ШКОЛА ПЕРЕЕХАЛА ИЗ САРАЯ В НАСТОЯЩИЙ ДВОРЕЦ ЗНАНИЙ

В канун Дня пожилых людей специалисты управления труда и социальной поддержки населения побывают у 31 жителя Рыбинского района – поздравят и вручат подарки действительно заслуженным нашим землякам, долгожителям. Ждет гостей и Антонина Ивановна Баракина. 44 года проработала она учителем математики, и все эти годы – в Болтинской школе, награждена знаком «За заслуги перед Рыбинским районом».
В трудные послевоенные годы Антонина с подружками играла в школу. В самодельных тетрадях, сшитых из старых газет, ставила оценки. Тогда она не задумывалась о том, чтобы стать учительницей. Но так уж распорядилась судьба – на счастье ей самой и на благо ее ученикам.
Еще до школы ее учила читать и писать почти неграмотная бабушка, которая училась лишь в первом классе церковно-приходской школы, да и то только до новогодних праздников. Именно поэтому мечтала, чтобы внучка как следует освоила грамоту. Бабушка писала печатными буквами, все предложение в одно слово, но до восьмого класса умудрялась проверять у Антонины домашние задания. Спустя годы, когда родители учеников Антонины Ивановны сетовали, что не могут проверить уроки у детей, потому что ничего не понимают, она всегда приводила в пример свою бабушку.
– Бабушка просто слушала, что я рассказываю, – вспоминает Антонина Ивановна. – Там, где я запиналась или затруднялась ответить, она чувствовала и вставляла реплику: «Что-то плохо знаешь! Учи!». При этом старалась понять, о чем идет речь, и сама училась вместе со мной. Особенно бабушке нравилась история. Когда я рассказывала о каком-то событии, она всегда увлеченно слушала и даже просила глянуть, нет ли об этом в учебнике чего-нибудь еще.
После окончания восьмилетки Ераковской школы нужно было получать среднее образование. Ближайшая школа – в Песочном, через Волгу. Поэтому хочешь–не хочешь в ледоход и ледостав пришлось бы снимать «угол» в Песочном. А денег-то в семье не было. Вот и решила поступать в училище.
В ту пору селян в город просто так не отпускали, паспортов не давали. Потому выбор был небольшим, в сельсовете можно было получить справки только в три вида училищ – педагогические, медицинские, сельскохозяйственные.
– Медицину я сразу отвергла, потому что боялась крови и покойников, – смеется Антонина Ивановна. – Оставалось сельское хозяйство и педагогика.
Но в сельском хозяйстве денег не платили. Мать Антонины от зари до зари работала на ферме – телятницей и дояркой за трудодни. На трудодень давали по 200 граммов пшеницы и льняного масла. Этим, да еще тем, что бабушка вырастила на огороде, питалась семья из трех человек – бабушка, мама и дочь Антонина. Деньги можно было выручить, продав в городе грибы и ягоды. Но ими платили государству военный налог, который отменили только после смерти Сталина.
Жили впроголодь, иногда голодали. Полегче стало, когда матери, которая все время числилась в передовиках, имела награды и даже ездила от колхоза в Москву на ВДНХ, за хорошую работу продали бракованную телочку. Эта телочка выросла потом в добрую корову-кормилицу Зорьку.
Словом, если исключить сельское хозяйство, остается педагогика. В 1962 году Антонина поступила в Угличское педагогическое училище на отделение начальных классов. Но когда закончила его с красным дипломом, то девушек на распределении попросили пойти в учителя математики. Красный диплом давал право выбора будущего места работы. Антонине хотелось поближе к дому…

В Рыбинском районе тогда имелись три вакансии – в Селецкой, Михайловской и Болтинской школах. Но однокурсницы попросили не брать первые две, так как жили в тех местах. Поэтому пришлось выбрать Болтинскую школу.
Школа оказалась еще хуже, чем родная Ераковская. Располагалась она в трех зданиях – начальные классы в деревне Диково, а два других – в Болтино. Учителям и ученикам приходилось переходить из одного здания в другое по нескольку раз за день. Да еще и звонок на урок разные технички могли дать в разное время. Столовой не было. Учителя брали еду с собой – бутерброды с килькой или маргарином, вареную картошку, старались угостить друг друга.
Антонину вместе с молодой учительницей географии поселили в бывшем поповском доме. Некоторые ученики старших классов были всего на два года моложе ее. И чтобы завоевать авторитет, казаться строже и старше, Антонина стала делать прическу «а-ля классная дама» – зачесывала волосы и собирала в пучок.
Дисциплина – это еще не все. Нужно было сделать так, чтобы ученикам стало интересно на уроках. Антонина Ивановна посещала уроки математики в городе, самостоятельно договорившись с учительницей школы №1, просила коллег бывать на ее уроках и говорить о недостатках. Старалась повышать свои знания, закончила педагогический институт, стала учителем-методистом, награждена знаком «Отличник народного просвещения».
Одно из самых ярких событий в ее жизни – открытие нового здания Болтинской школы в 1982 году. Тогда казалось, что школа лопнет от наплыва детей, родителей и просто сельчан, которые пришли туда на экскурсию. Впечатление было такое, что переехали из сарая во дворец.
Всю жизнь Антонина Ивановна Баракина жила делами и заботами Болтинской школы. Ее не забывают ученики. В школе рабочим по зданию трудился ее муж, с которым познакомилась здесь же, на Судоверфи, и прожила 47 лет.

Светлана БУДИЛКОВА


Архив номеров

Смотреть остальные выпуски >>>


Адрес редакции газеты:
152903, Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Кирова, 4, кв. 1
Тел.: 8(4855)25-32-57, 8-901-199-6257
mail: dompechati@mail.ru

Фото