Погода

Леонид Буянов: «Многие считают, что получить прибыль на молоке сложно. Мы доказали, что это можно»

ЗАО «8 Марта» – единственное сельхозпредприятие в Рыбинском районе, которое производит молоко и занимается его переработкой. В 2013 году здесь сделан еще один серьезный шаг развитии, получена лицензия племенного репродуктора ярославской породы крупного рогатого скота. О том, как складываются дела, с какими планами встретили новый год в хозяйстве, наш корреспондент попросил рассказать директора предприятия Леонида Буянова.

– Леонид Васильевич, как давно вы связали свою жизнь с сельским хозяйством?
– Давно. А на руководящих должностях уже более трех десятков лет. В СПК «Рыбинский» работал с 1991 по 2008 годы. Был главным энергетиком, заместителем, а потом и директором хозяйства. Вынужден был оттуда уйти. То, что не успел доделать в «Рыбинском», делаю здесь – в ЗАО
«8 Марта», которое возглавляю уже пять лет.
В «8 Марта» в 2009 году достроили комплекс беспривязного содержания крупного рогатого скота на 490 голов, который начинал возводить Александр Анатольевич Абросимов. В 2012 году ввели в эксплуатацию новый телятник беспривязного содержания скота на 92 голов нетелей. Создана неплохая кормовая база. Есть пункт переработки молока.
То есть, я иду одной дорогой. Главное, чтобы работало и развивалось производство, чтобы людям было комфортно, чтобы их труд был достойно вознагражден.
– Почему в выборе основного направления ЗАО «8 Марта» предпочтение было отдано молочному производству?
– Сегодня мы убеждены, что это единственное направление, в котором просматриваются перспективы. Но выбор был непрост. Ведь до этого мы еще занимались овощами, выращивали картофель и капусту. Долгое время были на перепутье: то ли продолжать одновременно заниматься животноводством и растениеводством, то ли свернуть какую-то форму, чтобы выбранное направление стало основным. Экономический анализ показал, что выращивание овощей – дело менее конкурентоспособное. Поэтому сделали ставку на молоко.
– Каковы цели и задачи молочной отрасли?
– Многие специалисты считают, что получить прибыль на молоке сложно. Мы доказали, что это можно. В первую очередь определились с поголовьем, которое реально может содержаться и обслуживаться. Второе – определили объемы производства молока и те финансово-экономические результаты, которые нужно получить. Следующее – увеличили объемы переработки молока, как основу получения дополнительной прибыли.
Считаем, что наше предприятие с учетом реконструкции и модернизации позволяет содержать порядка 1150 голов КРС. В том числе, дойного стада – 550 голов. За ближайшие три года надой на фуражную корову должен достичь пяти с половиной тысяч килограммов. Но самая главная задача состоит в том, чтобы 100 процентов молока, идущего на реализацию, отправлять потребителям в переработанном виде.
– Как решаются вопросы реализации?
– Должен сразу отметить, что мы производим только цельное пастеризованное молоко. Мы даже не проводим нормализацию, то есть снижение жирности. И наше цельное молоко выпускается строго по ГОСТу, жирностью от 3,5 до 4,5 процента.
Что касается направлений реализации, то наша торговая сеть насчитывает свыше полутора сотен покупателей, в числе которых магазины города, образовательные учреждения, больницы, санаторий имени Воровского. Производится торговля сырым разливным молоком, соответствующим высшей категории качества, на двенадцати точках города, выделенных в результате аукционных торгов. Кроме того, работаем и на городских рынках.
– Вы обращаете внимание в основном на необходимость увеличения объемов производства. А помогает ли это в решении кадровых вопросов, которые в сельском хозяйстве стоят особенно остро?
– Действительно, сейчас не хватает специалистов и рабочих. Однако нас эта проблема затронула не так остро, как других. Мы находимся на неплохой ступени организации производства, что позволяет снизить потребность в кадрах массовых профессий, в том числе доярок.
Для примера, до строительства комплекса, реконструкций и модернизаций здесь было пять ферм. И на каждой, как минимум, по четыре доярки (норма нагрузки 35–40 голов КРС) и еще одна – две подменных. То есть, пять–шесть доярок и обслуживающий персонал на каждой ферме. А сегодня на пять сотен голов дойного стада животноводческого комплекса в Назарово, в каждой из двух смен, всего по пять человек: две доярки, два скотника, слесарь и две доярки родильного отделения.
Материальная заинтересованность тоже неплохая. Есть социальный пакет, который включает в себя три килограмма мяса, до 20 литров молока и льготы при закупках сена, телят и прочего. Заработная плата составляет в среднем 15 тысяч рублей в месяц. Но, на мой взгляд, она пока недостаточно высока и не соответствует нагрузкам, ответственности, условиям труда, режиму работы и уровню жизни на селе.
– Что мешает ее поднять?
– Чтобы зарплата была достойной, молоко на рынке должно продаваться по более высокой цене. Я летом был в Калужской области. Там молоко по 65 рублей за литр. Если бы из этих денег хотя бы 40 рублей приходилось на производителя, то и проблем бы не было. А у нас сегодня с литра молока производитель может рассчитывать, максимум, на 20 рублей. Но фактически мы этих денег не видим. Все съедает высокая себестоимость молока и отрицательная рентабельность реализуемого мяса.
– А как насчет расширения номенклатуры производства?
– У нас есть еще одно направление деятельности – навоз перерабатываем. Есть специальное оборудование стоимостью 2,5 миллиона рублей для сепарирования навоза. Есть технические условия производства и сертификаты. Получается хорошее удобрение, которое находит своего потребителя, не только в Рыбинском районе, но и в области.
Что касается молочного производства, то здесь увеличения номенклатуры не намечается. При существующем ценообразовании глубокая переработка молока (сыр, масло и даже творог), по мнению многих специалистов, весомого результата не даст. Так что сегодня наша основная задача – увеличение объемов производства молока со стопроцентной переработкой и минимизация затрат.
– Что для этого нужно?
– Нужно, чтобы надой на фуражную корову составлял не менее пяти тысяч литров. Пока этому мешают некоторые проблемы, в том числе недостаток кормовой базы. Над этим серьезно работаем. На 2014 год планируем заготовить 15–16 тысяч тонн силосов, чтобы кормить монокормом и в летний период, а зеленую подкормку давать как лакомство.
– С 2013 года ЗАО «8 Марта» является племенным репродуктором ярославской породы крупного рогатого скота…
– Мы намерены заниматься очень серьезно этим направлением. У нас есть сильные специалисты: зоотехник-селекционер, племучетчики и ветеринарная служба. И как результат – выход телят составляет 92 процента. А по области этот показатель – на уровне 76 процентов.
Хотелось бы назвать лучших работников нашего предприятия. В числе их техник по искусственному осеменению Ирина Владимировна Сурякова, специалист по селекционной работе Марина Олеговна Калачанова, главный зоотехник Галина Юрьевна Сотина, старший ветврач Надежда Владимировна Дряничева, старший технолог-лаборант Татьяна Егоровна Готовцева, молодая, но уже хорошо зарекомендовавшая себя, главный агроном Карина Григорьевна Безнина.
На предприятии делается многое, чтобы привлекать молодых специалистов. Предоставляем возможность студентам сельскохозяйственных учебных заведений проходить производственную практику. После практики кто-то из них остается у нас. Так, наш главный ветеринарный врач Артем Сергеевич Уханов работает в хозяйстве с третьего курса техникума. Сейчас учится в академии.
– Леонид Васильевич, на Ваш взгляд, достаточны ли сегодня меры поддержки сельскому хозяйству со стороны государства и какими они должны быть?
– Я считаю, что выделением субсидий, дотаций и всевозможных мелких компенсаций не достичь желаемого результата. Потому что сегодня ощутимо влияет на ситуацию диспаритет цен. Львиную долю в себестоимости продукции составляют корма, ГСМ и энергозатраты. Рост цен на эти ресурсы – неуправляемый процесс. Монополизм довел до того, что даже солярка стала немыслимо дорогой. Электроэнергия на селе по сравнению с городом дороже в два раза. Можно говорить о возможности компенсации на каждую из этих затрат. Но, как только появляется какая-то льгота, например, на корма, так сразу увеличивается их стоимость. Такая же ситуация по электроэнергии и ГСМ. Параллельно снижается цена на закупаемое от производителя молоко.
Найти выход из такого положения поможет, как мне кажется, финансирование погектарное и на литр молока, которое включает затраты на корма, энергоресурсы, ГСМ, минеральные удобрения и прочее, но в значительно больших объемах. То есть, вливания в сельское хозяйство должны быть направлены на оздоровление экономики. Поэтому целевое финансирование должно быть для развивающихся хозяйств, которые строятся и модернизируются, которые имеют положительные экономические результаты.

Николай КОЧКИН

№ 2 от 23 января 2014 г.

 

 


Архив номеров

Смотреть остальные выпуски >>>


Адрес редакции газеты:
152903, Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Кирова, 4, кв. 1
Тел.: 8(4855)25-32-57, 8-901-199-6257
mail: dompechati@mail.ru

Фото