Погода

И ВНОВЬ ЧП НА РЫБИНСКОМ МОРЕ

23 августа очередное, уже второе за нынешнюю навигацию, происшествие на акватории Рыбинского водохранилища заставило экстренно собраться на внеочередное заседание членов рабочей группы комиссии по чрезвычайным ситуациям Рыбинского района под председательством первого заместителя главы администрации, председателя КЧС и ОПБ Татьяны Смирновой. Срочного решения требовал один вопрос «О выполнении мероприятий по ликвидации аварийной ситуации, связанной с посадкой на мель толкача «Речной-94» с баржей под номером 9002».

По поступившей в дежурную диспетчерскую службу информации стало известно, что в районе Каменниковского полуострова 23 августа в семь часов утра села на мель баржа «9002», груженая четырьмя тысячами тонн гранулированного шлака, буксируемая толкачем «Речной-94» с экипажем в пять человек: разлива нефтепродуктов нет, пострадавших нет, эвакуация членов экипажа не требуется. Судно шло курсом из Череповца в Москву. Судовладелец – ОАО «Порт Коломна» (город Коломна Московской области).
На место происшествия выдвинулась оперативная группа комиссии по чрезвычайным ситуациям Рыбинского района, в состав которой вошли начальник отдела по мобилизационной работе, ГО и ЧС Эдуард Каменко, временно исполняющий обязанности начальника второго отряда федеральной противопожарной службы Александр Сергеев и сотрудник ГИМС Рыбинского подразделения Алексей Пирогов.
О том, с какими сложностями пришлось столкнуться в ходе этой поездки, и как проходила операция по обеспечению живучести терпящего бедствие судна, нашему корреспонденту рассказал Эдуард Каменко:
– Прошел ровно месяц с того момента, как на Рыбинском водохранилище случилось ЧП с танкером, который сел на мель в районе полуострова Каменники. И вот, почти на том же самом месте – новое происшествие. Наша оперативная группа, воспользовавшись небольшим катером ГИМС, незамедлительно выехала туда. Первоначально данные координаты места происшествия оказались не совсем точными. Да и погодные условия в тот день не благоприятствовали дальним выходам от берега. Волны на открытой воде достигали полутораметровой высоты. Однако небольшой катер, успешно преодолевая все трудности, через некоторое время уже был на указанном месте, примерно там, где месяцем ранее проводилась операция по снятию с мели танкера. Но при визуальным осмотре, в том числе с помощью бинокля, обнаружить баржу и толкач не удалось. Установили связь с капитаном судна «Речной-94», который дал точные координаты. Воспользовавшись автомобильным GPS-навигатором,  определили, что место происшествия находится дальше в водохранилище, в девяти километрах от седьмого поворотного буя. И только когда прошли километра четыре в данном направлении, на горизонте обнаружили искомый объект.
На тот момент к месту происшествия уже прибыл для оказания помощи буксир «Шторм». После того, как наша оперативная группа высадилась на борт теплохода «Речной-94», на место происшествия прибыла также оперативная группа во главе с заместителем начальника главного управления МЧС по Ярославской области, полковником внутренней службы Артемом Белоусовым. Он находился на месте происшествия в течение всего времени, пока шла борьбы за живучесть судна.
Как выяснилось после замера глубин, корпус баржи вошел в грунт на 16 сантиметров. Отмель оказалась каменистой, и в результате судно получило две пробоины: первую – в четвертом носовом трюме правого борта, вторую – в первом носовом трюме правого борта. Причиной происшедшего стало нарушение правил судоходства. А если конкретно, рулевой по какой-то причине не обратил внимания на поворотный буй по судовому ходу и, вместо того чтобы изменить направление, продолжил движение прямо.
Когда мы прибыли к месту происшествия, первая пробоина была уже заделана. Но оставалась вторая, через которую в трюм продолжала поступать вода. Откачка ее производилась тремя насосами. Было определено, что уровень воды за счет откачки в трюме снижается.
В то же время сильный штормовой ветер не ослабевал. Высота волны доходила до двух метров. И произошло неожиданное: за счет того, что часть воды была откачана из корпуса, судно само снялось с мели. В такой ситуации, если прекращать откачку, то оно бы снова село на мель. А если будет относить волной на глубину, то велика вероятность того, что оно затонет. Положение обострилось еще и тем, что лопнул стальной трос, с помощью которого баржу удерживал буксир «Шторм». К тому же, от сильного ветра и качки не выдержали швартовы, которыми крепился за борт баржи «Речной-94». Потребовались дополнительные усилия, чтобы вновь пришвартоваться и продолжить спасательные работы.
Убедившись, что мощности насосов хватает для поддержания плавучести баржи, было принято решение, не прекращая откачки воды, буксировать баржу на рейд в Переборы. На судовой ход баржу выводили осторожно, со скоростью примерно три километра в час. Когда вышли на допустимые для движения глубины, увеличили ход до семи километров в час. «Шторм» шел впереди и на тросе тянул баржу. К барже правым бортом был пришвартован «Речной -94», который давал питание на работу насосов. Таким образом основная часть спасательной операции завершилась успешно. После прибытия на рейд начались ремонтные работы. А членам экипажа толкача «Речной -94» пришлось держать ответ перед сотрудниками речного регистра по вопросам нарушения правил судовождения.

 Николай КОЧКИН

(Газета «Новая жизнь» №33 от 29.08.13)


Архив номеров

Смотреть остальные выпуски >>>


Адрес редакции газеты:
152903, Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Кирова, 4, кв. 1
Тел.: 8(4855)25-32-57, 8-901-199-6257
mail: dompechati@mail.ru

Фото