Погода

ВОЛЖСКИЕ МЕЛИ ВМЕСТО ПРОСТОРА РЕЧНОЙ ВОЛНЫ?

Дискуссия по поводу понижения уровня Рыбинского водохранилища, инициированная Общественной палатой России, взволновала рыбинцев. Это и понятно. Они здесь живут. И не хотят, чтобы за них решали, как им жить дальше. Об этом пишет победитель муниципального конкурса методических материалов по краеведению и туризму в номинации «Методическая разработка по краеведению» учитель географии Глебовской школы Наталья Анатольевна Брядова.

На правом берегу Волги стоит старинное село Глебово. Здесь находится старейшая школа Рыбинского района: ей уже более 140 лет! Школьники изучают историю родного края, ведут наблюдения за геологическими процессами на берегах. В походах и на экскурсиях беседуют со старожилами. Пожилые люди, жившие когда-то в деревнях и селах затопленной территории, вспоминают о былых богатствах этой земли: лесах с вековыми деревьями, грибных и ягодных местах, дубравах, заливных лугах, чистых реках.
Но возможен ли сегодня возврат в прошлое?
В 1885 году на обложке иллюстрированного сатирического журнала «Будильник» был помещен рисунок, на котором изображалась Волга в виде умирающей женщины. У ее изголовья склонились История, Торговля, Поэзия. Безутешно рыдают сестры Волги – Кама и Ока. «Неужели и вправду Волге конец?» – спрашивал журнал в комментариях к рисунку. И сам отвечал: «Да, скоро река-кормилица прикажет долго жить. Баловались мы, баловались с приволжскими лесами и добаловались. Волга оплешивела и иссякла».
В ту пору в некоторых местах, даже у Ярославля и Костромы, матушку-Волгу переходили вброд, а суда стаскивали с мелей всем народом. О волжских мелях мы можем судить по Копринскому перекату – широкой песчаной мели поперек русла Волги. Этот перекат издавна пользовался у верхневолжских речников недоброй славой. Снять судно с мели можно было только в результате разгрузки и перевозки клади на берег.
В начале1860-х годов учредили «Копринский водный пост». В обязанности входило: ежедневно замерять глубину воды на судоходной части; при необходимости переставлять вехи, отмечающие фарватер; вешать знаки, означающие глубину на перекате.
В конце 1880-х годов в связи с сильным обмелением Волги Копринская мель «отказалась» пропускать не только грузовые, но и пассажирские пароходы.
В начале 1890-х годов на месте Копринской мели построили плотины из хвороста и камня. Кое-где затопили старые баржи, наполненные камнями. Значительную часть работы по строительству плотин сделала сама Волга. Она заполнила пустоты плотин песком, превратила главную плотину в свой правый берег. Резко увеличилась скорость течения, и река промыла в песчаной мели достаточной ширины и глубины судоходный путь.
После сооружения Угличского и Рыбинского гидроузлов Волга стала глубоководной транспортной магистралью, доступной для крупных речных судов.
Вот такая история с географией о том, что было на Волге до появления Рыбинского водохранилища. И если понизить уровень воды – все вернется, но уже в гораздо худшем виде:
— Ускорятся процессы обмеления Волги, водные пути по Волге станут длиннее и мельче.
— Уйдет вода от Брейтова, Пошехонья, Череповца, Мышкина, Углича и других населенных пунктов, где ныне пристают суда. Потребуется строительство новых подъездных путей.
— Болотистых площадей будет больше, чем сейчас, высохнут ельники, осинники.
— Обнажится песчаное дно моря, образуя пустыню с песчаными бурями.
— Новые процессы в природе потребуют новых капиталовложений.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив номеров

Смотреть остальные выпуски >>>


Адрес редакции газеты:
152903, Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Кирова, 4, кв. 1
Тел.: 8(4855)25-32-57, 8-901-199-6257
mail: dompechati@mail.ru

Фото