Погода

ГОРЬКАЯ ПАМЯТЬ ВОЙНЫ…

В Арефине, недалеко от меня, живет добрая и сердечная женщина – Ольга Сергеевна Субботина. Я посетила ее, чтобы больше узнать о Великой Отечественной войне. У нее гостила младшая сестра – Мария Сергеевна. Вот, что они мне рассказали.

Ольга и Мария выросли в большой семье, где было девять детей. Все они живы и сейчас, все достойно прожили свою жизнь. Пятеро – ветераны федерального значения.
Их родители Сергей Васильевич и Александра Ивановна Смирновы поженились 12 января 1936 года. Жила молодая семья в деревне Гончарово Арефинского сельсовета. В этом же году родился первенец – Николай, в 1938 году – Ольга.
Когда началась Великая Отечественная, отец, как и многие другие мужчины, ушел на фронт. С тяжелым сердцем прощался он с родными, знал, что многое им придется перетерпеть. В мае 1942 года Александра Ивановна родила дочку. Ее назвали Марией, она была в семье уже четвертым ребенком. Через три дня после родов к кормящей маме пришел бригадир и дал наряд на работу на колхозном поле. Мать трудилась с утра до вечера, часто сама не доедала, лишь бы детям достался лишний кусочек. А еще государству нужно было отдавать обязательный продналог – яйца, шерсть и 360 литров молока.
Спасались хозяйством – держали корову, сажали огород. Выращивали брюкву, репу, капусту, картофель, огурцы. За лакомство считали пареную свеклу, сладкую морковку. Весной девчонки собирали в поле мороженую картошку, рвали сныть, крапиву. Надолго запомнился им вкус дуранды и лепешек из липовых листьев. Очень выручала река. Когда шла рыба, мать ходила ловить ее сачком.
Матери предлагали на время отдать двух детей в интернат, затем другая семья хотела взять на воспитание маленького Лёшу, но женщина наотрез отказалась: «Пусть умрем, но останемся все вместе». Позже, когда дети спрашивали мать, почему она не согласилась, ведь так стало бы легче поднимать остальных, она ответила: «Вот пальцы на руке, укуси любой – больно будет. Так и вы у меня – за каждого сердце одинаково болит».
Отец с фронта отправлял семье весточки, слал письма. Видела Оля, как мама молилась перед иконкой да украдкой плакала, и тогда понимала своим детским сердцем, что та вспоминает папу. Удивительно, но у Сергея Васильевича не было ранений. Видно, хранили его молитвы жены.
Дети с малолетства были приучены к работе, они быстро взрослели, заменяя взрослых. Ходили в лес за ягодами и грибами, кормили скотину. Мальчики носили воду и дрова, а Оля, как старшая дочка, уже могла помыть пол. А чтобы некрашеный пол стал чистым, желтым, как солнышко, его мыли с дресвой – крупным песком.
Дети были и в поле первыми помощниками у матери. Будь то сенокос или уборочная. Когда наступало время теребить лен, Александра Ивановна выбирала участок позарощенней, чтобы досталось хоть немного травы для скотины. Потом все ходили с исколотыми руками, но не жаловались, знали, что лен очень нужен фронту. В августе поспевала рожь. Женщины жали серпами, а ребятишки ставили снопы в суслоны, да тайком собирали колоски.
В январскую морозную ночь 1946 года отец вернулся домой. Первой от стука проснулась Оля и разбудила мать. Поднялись ребята, Сергей Васильевич целовал, обнимал жену и детей, доставал из вещевого мешка гостинцы – сухую колбасу, консервы в железных банках. Больше всего Ольге запомнились тетради с совершенно белой и гладкой бумагой. Отец прошел всю войну – освобождал Венгрию, Чехословакию, Польшу. Он служил бойцом в минно-саперном батальоне, затем по необходимости его направили в армейскую хлебопекарню.
Позже участник войны не любил вспоминать те ужасные события, даже военные фильмы не мог смотреть, говорил: «Я сам все это видел». Но некоторые рассказы дочери все же запомнили. Например, поляки минировали люльки с грудными детьми. Когда русский солдат бросался высвободить плачущего ребенка – подрывался на минах. Вспоминал, как солдаты гибли и из-за трагической случайности.
В тяжелые послевоенные годы Смирновы переехали в деревню Чашково, расположенную на берегу реки Ухра. У ребятишек образовался небольшой приработок – перевозили людей на лодке на другой берег. Кто-то давал немного мелких денег, кто-то расплачивался продуктами, а тех, у кого ничего не было, перевозили просто так.
В школу ходили в простой одежонке, с дерюжной сумкой. В учебе старались, хотели, чтобы родители гордились ими. Ольга закончила семилетку и поступила учиться на лаборанта в Даниловское училище. Но из колхоза тогда неохотно отпускали и велели вернуться. Отучиться она смогла, но потребовалось вмешательство депутата, которому написала мать.
Получив специальность, девушка вернулась в родные места, работала на маслозаводе, затем на сплаве. На пенсию ушла с животноводческой фермы. За добросовестный труд Ольга Сергеевна отмечена званием «Ветерана труда». Мария Сергеевна после семи классов работала в колхозе, в 1963 году уехала в Рыбинск и устроилась на моторостроительный завод, награждена медалью «За доблестный труд».
Я рада, что знакома с такими людьми, на них нужно равняться, ими можно гордиться.
Полина БАДИНА,
ученица Арефинской школы


Архив номеров

Смотреть остальные выпуски >>>


Адрес редакции газеты:
152903, Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Кирова, 4, кв. 1
Тел.: 8(4855)25-32-57, 8-901-199-6257
mail: dompechati@mail.ru

Фото